Прядкин Владимир Ильич - кандидат технических наук, доцент кафедры автомобилей и тракторов Воронежской государственной лесотехнической академии,
Адрес: 394613, г.Воронеж, ул.Тимирязева, 8, лесомеханический факультет ВГЛТА, к.98, e-mail: sorkol@mail.ru
Боева Алла Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры инженерной экономики Воронежского государственного технического университета, e-mail: boeva.vgtu@meil.ru
Адрес: 394026, г.Воронеж, Московский пр-т, 14, инженерно-экономический факультет ВГПУ, к.210.
Мордовцев Александр Анатольевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и маркетинга в АПК Воронежского государственного аграрного университета,
Адрес: 394613, г.Воронеж, ул. Мичурина, 1, экономический факультет ВГАУ, к.74, e-mail: sorkol@mail.ru
Проведена сравнительная экономическая оценка лучших зарубежных и отечественных машин для химической обработки полей с новым отечественным энергосредством на шинах сверхнизкого давления. Показана экономическая эффективность применения энергосредством на шинах сверхнизкого давления в существующих технологиях земледелия.
Ключевые слова: экономическая эффективность, производительность, себестоимость, окружающая среда.
UDK 629.114.2.07
HUGE DECREASE IN EXPENSES IS THE REALITY
V.I. Pryadkin
A.A. Boeva
A.A. Mordovcev
The comparative economic assessment of the best foreign and domestic cars for chemical processing fields with new domestic automobile on trunks of the extra-low pressure is lead. Economic efficiency of application automobile on trunks of the extra-low pressure in existing technologies of agriculture is shown.
Keywords: economic efficiency, productivity, a net cost, an environment.
Количество видов механизированных работ в полеводстве в значительной степени определяется применяемой технологией. Согласно Федерального регистра технологий производства продукции растениеводства выделяются технологии - высокие, интенсивные и нормальные, которые являются базовыми. Например, при выращивании яровой пшеницы по высоким технологиям предусматривается комплексная защита растений, применение минеральных удобрений с реализацией потенциала сорта более 85%. При интенсивной технологии проводятся уже только меры по защите растений от злостных болезней, вредителей и сорняков, так же применяются минеральные удобрения, биологический потенциал сорта используется более чем на 65%. При нормальной технологии максимально используется плодородие почвы и ресурсы агроландшафта, биологический потенциал растений и с его реализацией более 40% [1].
В данной статье рассматриваем технологические операции - внесение минеральных удобрений и опрыскивание. Рекомендуемая в статье новая машина по опрыскиванию и разбрасыванию минеральных удобрений отвечает всем перечисленным технологиям. Общеизвестно, что в растениеводстве внесение минеральных удобрений, и особенно химическая обработка полей связана с вредным воздействием на окружающую среду. Именно эти технологические операции являются исходными факторами отнесения сельского хозяйства, наряду с другими отраслями экономики, к основным загрязнителям окружающей природной среды.
Возвращаясь к технологическим операциям внесения удобрений и опрыскивания, надо отметить, что при их выполнении зачастую образуется так назывемая технолгичекая колея колес, где почва уплотняется, разрушается, а культурные растения почти не растут. Избежать негативного воздействия на растения и почву при внесении средств защиты растений и минеральных удобрений возможно применением авиации и агрегатов на шинах сверхнизкого давления. Однако, применение авиации имеет следующие недостатки: высокая себестоимость работ; жесткие требования профессиональных требований к основному и обслуживающему персоналу; невозможность выполнения работ в ветреную погоду и ночное время, высокая стоимость авиационного бензина; из-за сноса ветром удобрения попадают на лесополосы, где сильно страдают флора и фауна.
В связи с этим возникла необходимость применения в сельском хозяйстве альтернативных наземных мобильных агрегатов сочетающих преимущества как летательных аппаратов, так и имеющих высокую экологическую совместимость с окружающей средой и достаточную производительность агрегата, что позволит им конкурировать как с летательными аппаратами, так и с высокопроизводительными наземными агрегатами известных мировых компаний. Считаем, что таким агрегатом является созданный творческим коллективом как ГОУ ВПО ВГЛТА (г.Воронеж), ГНУ ВИМ (г. Москва), ООО НПФ «Белагроспецмаш» и прошедший испытания в различных регионах страны - универсальное технологическое энергетическое средство на шинах сверхнизкого давления УТЭС-271 «Барс». Однако, технико-экономическая оценка различных агрегатов не проводилась в полной мере, поэтому целью данной статьи является оценка экономической эффективности применения разработанного и существующих отечественных и зарубежных технических средств для проведения таких операций как химическая обработка полей.
Рассматриваемый агрегат оказывает давление на почву соизмеримое с машинами на воздушной подушке. Низкое давление обеспечивает агрегату не только высокую проходимость, но и способность обрабатывать сельскохозяйственные культуры на переувлажненных почвах с низкой несущей способностью, практически не повреждая растения; сочетание высокоэластичного колёсного движителя, обладающего большой поглощающей способностью, с независимой подвеской каждого колеса обеспечивает хорошую плавность хода агрегату [2].
Полевые испытания универсальное технологическое энергетическое средство УТЭС-271 «Барс» проходило на протяжении 5 лет на полях Белгородской, Воронежской, Оренбургской, Калужской, Орловской и Тамбовской областях, а так же Ставропольском, Краснодарском и Алтайском краях. Средняя годовая загрузка на одну машину составила около 3500 га при внесении гранулированных удобрений и 9500 га при химической обработке полей. Данная годовая загрузка была достигнута благодаря повышению надежности как УТЭС-271 «Барс» так и навесных систем, а также эксплуатацией агрегатов на ровных полях Оренбургской областях с длиной гона 2-5 км.
Весьма существенное влияние на эффективность производства кроме средств защиты растений оказывает и сам агрегат, сравнительная технико-экономическая характеристика самоходных, навесных и прицепных машин при опрыскивании показана в таблице 3 [3,4].
Сравнительный анализ технических средств (табл.3), для химической обработки полей показал, что технологические скорости у прицепных и навесных опрыскивателей составляют 6-12 км/ч, поэтому за смену они обрабатывают от 64 до 112 га. Наибольшую выработку в смену имеет самоходный опрыскиватель John Deere 4930 - 392 га, за счет большой ширины захвата 36 метров и повышенной технологической скорости 25-32 км/ч, превышающих максимальную скорость прицепных и навесных агрегатов в 2,5 раза. УТЭС-271 «Барс», оборудованный разбрасывателем ОЛ-1,0 имеет сменную производительность 360 га, немного ниже, чем самоходный опрыскиватель John Deere 4930. Однако затраты на горючее у УТЭС-271 «Барс» за смену составляют 1692 руб., а у John Deere 4930 - 5200 руб. Затраты на доставку воды для приготовления препарата у УТЭС-271 «Барс» за смену составляют 302 руб., а у John Deere 4930 - 1646 руб.
Таблица 1 - Сравнительная характеристика технико-экономических показателей опрыскивателей
№ п/п |
Показатели |
Ед. изм.. |
Самоходные |
Прицепные |
Навесные |
|||
УТЭС-271 «Барс» |
John Deere 4930 |
ОПМ- 2800 |
Ama zone UG 3000 Nova |
ОНШ - 800 |
Ama zone UF 1801
|
|||
1 |
Ширина захвата |
м |
24 |
36 |
22 |
24 |
16 |
18 |
2 |
Средняя рабочая скорость |
км/ч |
35-40 |
25-32 |
6-10 |
6-12 |
6-10 |
6-12 |
3 |
Производительность: основного времени эксплуатационного времени |
га/ч |
75 45 |
82 49 |
18 11 |
24 14 |
13 8 |
16 10 |
4 |
Удельный вес эксплуатационного времени |
% |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
5 |
Эксплуатационная выработка в смену |
га |
360 |
392 |
88 |
112 |
64 |
80 |
6 |
Средний расход рабочей жидкости |
л/га |
20 |
100 |
150 |
150 |
60 |
50 |
7 |
Расход воды за 8 час. |
т |
7,2 |
39,2 |
13,2 |
16,8 |
3,8 |
4,0 |
8 |
Себестоимость перевозки 1 т воды на расст. 6 км, автомобиль - ГАЗ-3307 |
руб. |
42,0 |
42,0 |
42,0 |
42,0 |
42,0 |
42,0 |
9 |
Себестоимость перевозки воды за смену |
руб. |
302 |
1646 |
554 |
706 |
160 |
168 |
10 |
Расход горючего: за 1 час на 1 га |
л л/га |
- 0,2 |
- 0,66 |
15 - |
16 - |
13 - |
15 - |
11 |
Расход горючего за смену |
л |
72 |
260 |
120 |
128 |
104 |
120 |
12 |
Цена 1 л горючего |
руб. |
АИ-92 23,5 |
Дт Л 20 |
Дт Л 20 |
Дт Л 20 |
Дт Л 20 |
Дт Л 20 |
13 |
Стоимость израсходованного горючего за смену |
руб |
1692 |
5200 |
2400 |
2560 |
2080 |
2400 |
14 |
Стоимость: опрыскивателя, трактора |
тыс. руб. |
1300 |
8990 |
300 |
1000 |
140 |
500 |
- |
- |
600 |
600 |
600 |
600 |
|||
15 |
Отчисления на амортизац., ТР и ТО |
% |
20,1 |
18,1 |
18,1 |
18,1 |
18,1 |
18,1 |
16 |
Сумма аморт. ТР, ТО |
тыс. руб. |
261,3 |
1627,2 |
162,9 |
298,6 |
133,9 |
199,1 |
17 |
Год. норм. загрузка при 2-х сменной работе с учетом навигационной системы |
час. |
264 |
264 |
264 |
264 |
264 |
264 |
18 |
Количество нормо-смен |
н/см |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
19 |
Отчисления на аморт., ТР,ТО в расчете на 1 смену |
руб. |
7918 |
49309 |
4900 |
8776 |
4057 |
6033 |
20 |
Всего затрат за смену |
руб. |
9912 |
56155 |
7854 |
12042 |
6297 |
8601 |
21 |
Затраты за 1 час. |
руб. |
1292 |
7019 |
982 |
1505 |
787 |
1075 |
22 |
Затраты на 1 га. |
руб. |
27,5 |
143,2 |
89,2 |
107,5 |
98,4 |
107,5 |
23 |
Коэффициент затрат на 1 га по сравнению с УТЭС-271 «Барс» |
К |
1,0 |
5,2 |
3,2 |
3,9 |
3,6 |
3,9 |
Проведенный сравнительный анализ технико-экономических показателей лучших зарубежных и отечественных средств для химической обработки полей с новым образцом УТЭС-271 «Барс», показал, что суммарные затраты за смену у УТЭС-271 «Барс» в 5,2 раза ниже чем у John Deere 4930, при том, что сменные производительности их близки.
Выводы
1. Расчеты определения экономической эффективности показали, что при использовании УТЭС-271 «Барс» затраты на 1 га обрабатываемой площади в 3,2-5,2 раза ниже, чем применение наиболее популярных зарубежных и отечественных опрыскивателей;
2.Применение УТЭС-271 «Барс» на шинах сверхнизкого давления при химической обработке полей позволило более чем в два раза увеличить рабочую скорость движения агрегата и перейти от рабочих скоростей 12-15 км/ч регламентированных для тракторных прицепных и навесных агрегатов, до 30-45 км/ч самоходных машин.
ЛИТЕРАТУРА
1.Федеральный региср технологий производства, продукции растениеводства/ Под науч. руковод. Академии РАСХН А.Н. Каштанова, Н.В. Краснощекова, В.И. Кирюшина. - М.: «Информагротех», 1999. - 515 с.
2.Зайцев С.Д., Стреблеченко Л.С., Прядкин В.И. Энергосредство на шинах свернизкого давления. Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2006 № 8 - С.9-10
3.Федоренко В.Ф., Буклагин Д.С., Мишуров Н.П., Голубев И.Г., Гольтяпин В.Я. и др. Перспективная техника для АПК - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2009. - 360 с.
4.Экономика, управление техническим и технологическим сервисом в АПК: учебн. пособ. / Колл. авторов; под. ред. А.А. Мордовцева - Воронеж: ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ, 2011. - 140 с.