Выпуск сельскохозяйственной техники на шинах низкого давления
Адрес:
Белгородская область, г.Валуйки, ул. Суржикова 30

Статьи

« Назад

Легкое универсальное технологическое энергитическое средство БАРС   25.12.2010 08:48

Кандидат технических наук В. И. Прядкин (Воронежская ГЛТА).

 

Специалисты по выращиванию сельскохозяйственных культур давно поднимают вопрос о решении проблем экономии и уменьшения убытков связанных с проведением агрохимических работ по слабо несущим грунтам и развитым растениям. Это объясняется прежде всего тем. что современная техника имеет высокую стоимость работ, повреждает растение, а при многократной обработке настолько уплотняет почву, что это приводит нарушению биологических процессов. При этом вносимый препарат расходуется не экономично, имеет низкую производительность. Что же касается неблагоприятных погодных условий, то в это время на технике широко используемой сегодня , работы производить вообще невозможно.


В настоящее время операции по внесению различных видов удобрений и применению гербицидов выполняются с помощью авиации или наземными агрегатами. Проведение авиахимработ наиболее целесообразно при внесении удобрений на поля в весенний период при избыточной влажности почвы. Применение авиации обеспечивает высокую производительность (до 300 га в смену) на один самолет, что позволяет выполнять подкормку в сжатые агротехнические сроки. Однако использование авиации имеет следующие недостатки: высокая стоимость работ; жесткие профессиональные требования к обслуживающему персоналу; нанесение ущерба окружающей среде; невозможность выполнения работ в ветряную погоду, туман и ночное время; недостаточное качество внесения, а так же испарение действующего вещества из химических препаратов и азота из нарушенных гранул аммиачной селитры в результате большой высоты внесения и сноса ветром (содержание нарушенных гранул достигает 7 %), что было доказано в результате практических экспериментов.

Наряду с летательными аппаратами применяют различные наземные агрегаты, так, для проведения агрохимических работ используют различного рода прицепные и навесные опрыскиватели с универсально-пропашными тракторами, которые имеют производительность обработки от 10 до 20 га/ч. В последнее время с целью повышения производительности стали применять самоходные зарубежные опрыскиватели с шириной захвата 38 м и производительностью 250-300 га в смену. Но при работе указанных агрегатов происходит повреждение растений колесными движителями и чрезмерное уплотнение почвы в следах, что хорошо просматривается при вегетации растений. Так как при уплотнении почвы нарушается естественная структура, происходит замедление биологических процессов, нарушение водного баланса. Большим недостатком также является невозможность обработки растений в фазе раннего развития, когда не видно рядков, а так же позднего когда рядки смыкаются.

Общеизвестно, наземному агрохимическому способу внесению удобрений и химических препаратов отдают большее предпочтение, чем авиахимическому из-за более высокого качества и низкой стоимости работ. Но и этот способ обработки растений не лишен недостатков. При работе наземных агрегатов происходит повреждение растений колесными движетелями и черезмерное уплотнение почвы в следах, что хорошо просматривается при вегетации растений. Из-за уплотнения почвы нарушается естественная структура, происходит замедление биологических процессов,

нарушение водного баланса. Большим недостатком также является невозможность обработки растения в фазе раннего развития, когда не видно сорняков и позднего, когда рядки смыкаются.

Кроме того, ни современные наземные агрегаты, ни авиация не могут быть использованы при плохих погодных условиях, когда работы необходимо выполнить точно в срок.

Все перечисленные недостатки приводят к потерям урожайности на 5-10 % в зависимости от колличества агрохимических обработок.

Отечественная и зарубежная промышленность уже много лет выпускает колесные машины, предназначенные для выполнения полевых работ. Однако такие конструктивные решения не снимают с повестки дня проблему повышения качества выполнения агрохимических работ. В последние годы в решении задачи проходимости наступил новый этап создания экологических средств высокой проходимости, способных эффективно работать на почве с низкой несущей способностью. Движение по очень слабым почвенно-грунтовым поверхностям возможно только в случае, если движитель машины не будет срывать верхнего слоя почвы. Этому требованию в определенной степени удовлетворяют пневматики- движители со сверхнизким давлением на поверхность качения (10-20кПа)

Понижение давления воздуха в шинах при движении колесных машин по мягким почвам значительно уменьшает удельное давление на поверхность качения, повышает проходимость.

В настоящее время, как и в обозримом будущем, отказаться от движения машин по почве не представляется возможным. Поэтому единственным реальным решением проблемы является применение ходовых систем с шинами сверхнизкого внутри шинного давления. Альтернативные наземные агрегаты должны удовлетворять следующими требованиями: иметь приемлемую стоимость услуг; оказывать минимальное повреждение на растения и давление на почву; иметь возможность качественно и своевременно производить агротехнические операции круглосуточно в любых погодных условиях; быть высокопроизводительным и экономичным.

Учитывая все вышеперечисленные факторы, специалисты ООО НПФ «Белагроспецмаш» совместно с кандидатом технических наук В.И. Прядкиным (Воронежская государственная лесотехническая академия), с кандидатом технических наук С.Д Зайцевым, инженером Л.С. Стреблеченко (ПФ НАТИ) и заместителем начальника управления целевых программ в растениеводстве департамента АПК Белгородской области Г.В. Колтуновым, при содействии Всероссийского института механизации, разработали легкое универсальное технологическое энергетическое средство БАРС 271 с применением новейших современных технологий и материалов.

Легкое универсальное технологическое энергетическое средство БАРС 271 наиболее полно отвечает требованиям, предъявляемым к наземным агрегатам , и практически лишено недостатков существующей техники. Оно оборудовано высоко эластичными колесными движителями, имеет высокую опорносцепную и профильную проходимость, обладает хорошей плавностью хода. Как показала практика машин данного типа по почвам с высокой влажностью (в дождь), через 3-4 дня невозможно определить колесную колею движения

Основным преимуществом данного агрегата является низкое давление на почву около 13кПа. Для сравнения машина на воздушной подушке оказывает давление на почву в размере 10кПа, а трактор МТЗ-80 - 160-200кПа.

Кроме того в отличии от летательных аппаратов и применяемых наземных агротехнических средств работа БАРС 271 на шинах сверхнизкого давления практически не зависит от погодных условий. Возможность выполнения технологических операций круглосуточно позволяет выполнять качественную подкормку минеральными удобрениями и агрохимическую обработку полей в сжатые сроки на любых типах почв с низкой несущей способностью без повреждения растений.

БАРС 271 оснащен современным оборудованием. Система спутниковой навигации позволяет качественно вносить минеральные удобрения и химические препараты не оставляя «огрехов», а также позволяет производить своевременный контроль выполненных работ.

При содействии специалистов Воронежского сельскохозяйственного института и Воронежской лесотехнической академии был проведен сравнительный анализ по отобранным пробам грунта с колеи на степень повреждения растений озимой пшеницы и сахарной свеклы современными разбрасывателями минеральных удобрений и опрыскивателей с БАРС 271 и рассчитаны экономические потери.

Расчет экономических потерь при обработке озимой пшеницы:

В результате подсчета выживших растений определили повреждения озимой пшеницы в зависимости от влажности почвы в колее при внесении минеральных пли применении гербицидов, выяснилось, что степень повреждения растения колесным движителем БАРС 271 приближена к нулю. После пересчета повреждения в колее был составлен график потерь общей урожайности озимой пшеницы с гектара при ширине колеи 35 см и ширине захвата 28 м зависимости от влажности почвы. В отличие от иностранного самоходного средства, которое дает потери общей урожайности от 0,62 % до 2,45 % . у БАРС 271 этот показатель составляет от 0% до 0,06 %. Был расчитан объем экономических потерь с гектара озимой пшеницы от повреждений при планируемой урожайности 35 Ц./га и цене пшеницы 3700 руб./т. Из расчета следует, что экономически потери при обработке озимой пшеницы современными самоходными средствами составляют от 80 рублей до 317 рублей с гектара в зависимости от влажности почвы и стадии развития растения. У БАРС 271 этот показатель практически равен 0.

Расчет экономических потерь при обработке сахарной свеклы:

В результате изучения выживших растений в колее определили повреждения сахарной свеклы и замедление ее роста, уплотнения почвы в зависимости от ее влажности при применении гербицидов или внесении минеральных удобрений. Сахарная свекла более восприимчива к уплотнению почвы, чем озимая пшеница, особенно при применении почвенных гербицидов.

На основании исследований можно сделать вывод. что степень повреждения растения и уплотнение почвы колесным движителем БАРС 271 приближена к нулю. После пересчета повреждения на колее был составлен график потерь общей урожайности сахарной свеклы с гектара при ширине захвата 30 м в зависимости от влажности почвы, а так же составлен график экономических потерь с гектара сахарной свеклы от повреждений при планируемой урожайности 350-400 ц/га и цене сахарной свеклы 1200 руб./т. Экономические потери с 1 гектара при обработке сахарной свеклы составляют от 372,4 рублей 686 рублей за одну обработку, а экономические потери при обработке БАРС 271 составили от 0 рублей до 19,6 рублей.

В течение последних лет специалистами нескольких сельскохозяйственных институтов ведутся наблюдения за работой легкого универсального технологического энергетического средства БАРС 271, в ходе которых был выявлен ряд преимуществ. По сравнению с работой современных модификаций разбрасывателей и опрыскивателей, БАРС 271 имеет низкую стоимость работ; возможность качественно и своевременно производить агротехнические операции круглосуточно в любых погодных условиях; высокую производительность и экономичный расход препарата, а так же оказывает минимальное повреждение на растение и давление на почву.

В последнее время широко применяются нулевые технологии с минимальным вмешательством в биологические процессы почвы. Экологичное отношение к культуре земледелия дает свои плоды, расходы на топливо многократно снижаются и даже в засушливый год возможно получать хорошие урожаи зерновых культур, а так же технических культур сои, сахарной свеклы. При использовании нулевых технологий БАРС 271 проявляет все свои возможности - это и сев по таломерзлой почве и ранняя подкормка и обработка гербицидами, фунгицидами в любой момент времени. Все это возможно сделать без уплотнения почвы.

Технологическое средство БАРС 271 проходило испытания в течении 5 лет на полях Белгородской, Воронежской, Липецкой областей. Только за 2008 г. было обработано более 200 тысяч гектаров. Средняя наработка на одну единицу составила 13000-15000 гектар. За многолетние испытания претензий по качеству проведенных агрохимических работ не возникало ни разу. С хозяйствами установилось долговременное сотрудничество, были получены положительные отзывы от хозяйств.

 

Журнал «Белгородский агромир» № 7

 


Rambler's Top100